О происхождении названия Ереван


Ереван один  из древнейших городов мира Археологические раскопки  на его  территории   показали, что человек жил  здесь десятки  тысячелетий  назад.  Примечателен  тот факт,  что  территория  Еревана заселялась непрерывно. Исследования  показали, что  в  разные периоды времени  возникали и  по-разным  причинам  изчезали  многочисленные   поселения.  В хронологическом  порядке древнейшее поселение,  обнаруженное на территории  города, это Ереванская  или  Разданская  пещера /около Ереванского озера, на  левом   берегу  р.  Раздан/, древнейший нижний  слой  / открыты 4-5 культурных  слоя/ которой датируется  мустьерским   периодом /100 000-35 000 лет до н. э./.

Ереванская  пещера,  100 000-35 000 лет до н. э..

Далее,  следы  обитания человека  на  территории Еревана прослеживаются в новых  поселениях, образуя  целую цепь  исторических  памятников. Перечислим их: Шенгавит / 5-2 тыс. до н. э./, Цицернакаберд, Ареш /Привокзальная площадь/, Кармир-берд /середина 2-ого тыс. до н. э./, Кармир-блур /конец 2-ого- начало 1-ого тыс. до н. э./,  Эребуни  /Арин-берд, 8 в. до н.э./, Аван- Аринч / 2-1 вв. до н. э./, Ереван раннего средневековья /центр/, Ереванская крепость / 7 в., 16  в./ и т.д.
Исследователей /Г. Алишан, К. Инчичян/ и посетивших  Ереван иностранных  путешественников /Ж. Шарден, Роберт Кер Фортер, Уильям Аузлей, Линч/ особенно интересовало происхождение названия Ереван. В армянских  рукописях Ереван упоминается как Ареван,  Эреван, Эрван, Эруан и т.д. .В трудах иностранных  путешественников и исследователей Ереван упоминается как Erivan, Irvan, Iravan, Эриван, Ереван, Иреван и т.д. . Предполагается, что поселение Tervan, указанное  на карте Птолемея / 2 в./ и есть Ереван, поскольку Tervan на карте  отмечен на той  же географической широте, что и Ереван.
Существует множество  толкований  и легенд объясняющих  название Ереван.
Самое древнее  и известное  толкование  связано с  именем  прародителя Ноя. Согласно распространенной  среди  народа легенде, после всемирного потопа, когда  сошли воды, Ной с горы  Арарат  увидев сушу воскликнул  ,, еревац, еревац” что в переводе с армянского  означает  ,,появилась”. В последствие от слова  ,,еревал” и произошло  название Ереван.
Это древнее предание всегда  бытовало  среди  народа. Об этом свидетельствуют  посетившие  Ереван иностранные  путешественники, которым  местные жители поведали  это предание. Одним из первых, кто узнал эту легенду был французский путешественник Жан Шарден, посетивший Ереван в 1672-1673 гг.. Местные жители рассказали  Шардену и  то, что Ереван был построен после потопа на том самом месте, где до потопа жил Ной.
Название Ереван и основание города с Ноем связывают Уильям  Аузлей, Роберт Кер Портр, А. Гакстгаузен, Линч и др.. В армянской историографии на это предание ссылались К. Инчичян, М. Смбатян и другие. И сегодня это народное предание сохраняется и свидетельствует о том, что Ереван – древнейшее поселение.
Существует и другая версия  толкования названия Ереван. Название Ереван связывается с Ервандом 4-ым /220-201 гг. до н.э./,  последним  царем династии Ервандуни. Г. Налян считает, что Ереван и есть построенная Ервандом столица Ервандашат, другие исследователи считают, что это город Ервандаван и т.д.. В цепи толкований  можно просто опустить турецко-персидское предание, связывающее название  Eреван   с именем  персидского хана Реван-Кули, поскольку он господствовал в Ереване в начале 16-го века, между  тем  Ереван и его название имеют тысячелетнюю  историю.
В 19-20-ых вв.  на территории Армении были обнаружены  и прочитаны клинописные  надписи царей древнейшего Армянского царства Арарат-Урарту /Биайнили, Ванское царство/.  Они  дали возможность не только уточнить ряд географических наименований, но и по-новому  объяснить  их суть.
В урартских  клинописях встречаются названия Эриаини, Эриахи, Эребуни. В клинописи царя Русы  1-ого /735-713 гг. до н.э./ , которая была обнаружена в деревние селении Цовинар на берегу оз. Севан, наряду с 22 наименованиями упоминается и название Эриаини. Русский  археолог М. Никольский  Эриаини /страну/ располагает в окрестностях Еревана, на холме Арин-берд, а название Ереван выводит из Эриаини. Эту  версию считают приемлемой Е. Шаазиз, Х. Самвелян и другие.

 Шенгавитское поселение, 5-2 ой тыс., до н. е.

Особенно важным было предположенение М. Никольского о том, что древнейший  Ереван нужно было искать  на территории холма Арин-берд, где другой русский исследователь и археолог  А. Ивановский впервые исследовал и описал развалины крепости. Эриаини располагали   и в  окрестностях оз. Севан /И. Мещанинов, Г. Меликишвили, Г. Капанцян/. Профессор Г. Капанцян крепость и страну Эриаини отождествлял и связывал  с названием племени eria / aria/
Страну Эриаини он считал страной  племени eria /aria/. С племенем eria /aria/. Г. Капанцян связывал  также страну Эриахи, которую некоторые исследователи  отождествляют со страной Эриаини. Эриахи Г. Капанцян размещал в районе Кумайри.  Снова   возвращаясь к названию племени eri /ari/, он  считал возможным возникновение названия Ереван из еri – аvan  /страна  ari/, что позже зазвучало как Ереван. Выводя название Ереван из названия страны и племени  эриа /ариа/, Г. Капанцян  одновременно считал его  загадочным, поскольку племя эрия и страна Эриахи  находились на терротории Гюмри. Как видим, из предположений и версий Г. Капанцян выдвигает версию, согласно которой  название Ереван можно толковать как  ,,эри  аван” /страна эри/.
Для  выяснения вопросов о местонахождении и основании Еревана большое значение имели обнаруженная при раскопках холма Арин–берд в 1950г. клинопись /К. Ованесян/ и Хорхорская клинопись /летопись/ на Ванской скале обнаруженная, в 1828г. востоковедом Ф. Шульцем. В Хорхорской клинописи упоминается название поселения  Эребуни, которое основал Аргишти 1-ый /786-754 гг. до н. э./, однако оставалось неясным где было основано это новое поселение.
В Хорхорской клинописи Аргишти 1-ый пишет: “По велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил город Эребуни для могущества Биайнили… Земля была пустынной. Могучие дела  я там совершил, 6600 воинов из стран Хати и Цупани я там поселил.”
Kлинопись, обнаруженная на холме Арин-берда сообщает “Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа эту великолепную крепость построил, назвал Ирбуни для могушества страны Биайнили. Земля была пустынной. Могучие дела совершил…”

Клинопись Аргишти 1-ого об основании  города- крепости  Эребуни 782г. до н.э.

Эти две  клинописи и клинопись, найденная у подножья холма Арин-берд жителем Норка Тер-Аветисяном, выяснили местонахождение и дату  основания /782г. до н.э./ построенной  Аргишти 1-ым крепости Эребуни. После обнаружения и чтения аринбердской клинописи исследователи /Б. Пиотровский, М. Исраелян, К. Оганесян/ выдвинули версию, согласно которой название Ереван произошло от Эребуни. В свою очередь М. Исраелян высказала мнение, что Эребуни означает “победа”. Иное толкование названию Эребуни дает  И. Дьяконов. Он Эребуни делит на слагаемые ere-ebani и предполагает, что оно означает страну  племени ere  /Вестник древней истории, 1956, N2, с. 62./. Как видим это обьяснение сходится с мнением Г. Капанцяна. Все вышeупомянутые объяснения в течение  лет принимались или отвергались исследователями. Засвидетельствованные в клинописях Аргишти 1-ого названия  Еревана /Эребуни, Ирвуни, Эрбуни, Еребуни/ — древнейшие из известных до сих пор письменных  упоминаний. Известно, что территория Еревана была заселена  задолго до основания крепости Эребуни. Как называлось обнаруженное на территории Еревана древнейшее поселение,  сегодняшний Шенгавит, которому приблизительно 6000 лет, не известно. В этом смысле название Эребуни- древнейшее известное нам название армянской столицы.
В старину было принято поселение называть именем его основателя, царя  или же именем  одного из богов. Как известно, позже в 776г. до н. э. на Араратской  долине, на левом берегу р. Аракс, Аргишти  1-ый  основал поселение и назвал его  в свою честь Аргиштихинили /позже Армавир/. В этом случае можно  полагать, что для названия основанного  на холме Арин-берд поселения Аргишти использовал или ему уже известное название древнейшего поселения или назвал именем племени /страны/ eri, ari.
Примечательно, что арийские племена, предки индоевропейцев, покинувшие  прародину, Армянское нагорье и близлежащие территории, помнят о своей принадлежности к арийцам и этот  факт отмечают в письменных источниках /индийские веды, иранская “Авеста”, Бехистунская надпись Дария  1-ого/. Урартские письменные источники, как и армянские средневековые летописцы в своих  трудах не обращали внимание на этот факт. Надо полагать,  что необходимости постоянно помнить об этом не было, поскольку это их действительность и жили они на своей родине.
В данном случае Аргишти 1-ый основал поселение и назвал именем племени ари, эри  /или использовал имеющееся древнейшее название/.

Kaк  уже было выше отмечено, это толкование названия  Г. Капанцян выдвинул еще в  1930-40-ых гг.. Попробуем развить эту точку зрения. Известно, что на Армянском нагорье имеется множество географических названий /также собственных имен/ начинающихся с  ар /эр, ур, ир/: Арарат, Арагац, Ара, Аракс, Арацани, Армавир, Арчеш… Это явление связано с культом и с именем Создателя /Арарич/,  Бога Ар-Ара, и именами армен, ари, эри. Названия Эриван, Ариван, Ереван, Иреван также начинаются с  ар, эр, ир. На Армянском нагорье есть множество поселений названия которых имеют окончание -ван: Ван, Нахичеван, Иджеван, Дицаван, Отеван, Аван, Ванк и т. д.. Во всех примерах  ван имеет значение поселения. В названии Ереван также присуствует окончание -ван. А корень Ар, Эр связан с именем Бога Ар и племени ари, эри. Следовательно можно говорить о том, что варианты названия  Еревана – Ареван, Араван, Эриван и т.д. состоят из слагаемых Ар, Эр и слагаемого ван, который означал поселение Бога Ар или племени ари/эри, поклоняющегося Создателю /Богу Ар/. Упомянутое в клинописи Аргишти 1-ого название Эребуни  также говорит в пользу  толкования названия  как поселения племени ари, эри. В урартской клинописи ,,ebапi” значит страна, поселение. Исследователи отождествляют армянское слово аван с известным из  урартских  клинописей  ebапi. Как видим, и в этом случае Эребуни можно читать как поселение племени  ари или эри. Не лишне вспоминать, что в трудах иностранных путешественников Ереван упоминается в персидском варианте как Ириван, Иреван, Ирван, Ираван. Иранский вариант названия Ереван бытовавший среди древнейших соседей – родственных  иранцев, также свидетельствует о том, что название Ереван означает поселение племени ари или эри. Для  сравнения вспомним название Иран, где у иранцев  ар выступает в виде ир. А один из исследователей /Анкетил/ даже считает, что название Ереван похоже на название прародины ариев, упомянутой в ,,Зенд Авесте” – Eerin Veedjo или Iran Vedj.
Таким образом, название армянской столицы Ереван означает поселение Бога Ар или племени ари/эри, поселение ариев.

Терян Анжела
Историк
Музей истории Еревана
Русский перевод   М. Хачманукян

Advertisements

Մեկնաբանությունները փակված են։

%d bloggers like this: