История Восточной Части Армении /Агванк, Гардман, Утик/ или кто такие албаны?


Резюме

Край, расположенный между нижним течением реки Аракс и реки Кура /Гардман-Утик, Арцах, Пайтакаран/ в армянской историографии известен под названием <Восточно-Армянская сторона>, <Земля Восточная>, <Страна Агванка> /Алуанк, Алванк/.   А регион,  того же самого края,  расположенный в пространстве между хребтами горы Мрава и озеро Севана, а также реки Кура, в раннем средневековье в армянской историографии известен под названиями   Гардман, Утик, Шакашен /Шикашен/ и Аршакашен.  В известном труде  <Ашхарацуйц> /<Армянская география>, 7-ой век/ Утик упоминается как 12-я провинция Великой Армении и состоит из 8 гаваров /уездов/- Аран-Рот, Три /Тре/, Рот-Парсеан, Агуе, Тус-Кустак, Гардман, Шакашен, Ути-Арандзак /Ут-Ростак/. Вследствии новых административных  изменений число уездов становится 9, включая также Тавуш.  Как можно заметить, применяемые для провинции названия  Гардман, Утик, Шакашен носят также и  уезды. Следовательно, все три названия равносильны.

Название Гардман состоит из 2 составных: гард— оружие и —ман /человек/ и предположительно название можно передать как страна  людей оружия. Согласно распространённому мнению, название Утик /Ути/ образовалось от названия страны или племени этиуни, упоминаемой в араратских /урартских/ клинописях //Никольскии М. В.,  Клинообразные надписи Закавказья, МАК, V, с. 92/. По одной из версий, название Шикашен /Шакашен/ произошло от  армянского корня шек <рыжий>.  Современные исследования  позволяют сказать, что армянская  провинция  /страна/ Агванк включала в себе не только Правобережье реки Кура, но и равнину Левобережной  Куры до южных ответвлений Кавказских гор, ущелий Кавказского хребта, где жили  кавказские  племена. Об этом свидетельствуют греческие, римские  и армянские историки  /вопрос  детально рассматривается в представленной  работе/.

Во время раскопок, проведённых в конце XIX в. и в начале XX в. в пределах Гардмана, был найден богатейший археологический материал: бронзовая утварь- оружие, украшения, прекрасно орнаментированные глиняные сосуды, которые имеют геометрический /крест, свастика, круг/, растительный / древо жизни/ и зооморфный /коза, олень, лошадь, собака, змея/ орнаменты, а также человеческие изображения. Часто встречается символ Солнце-Бога– свастика.  К сожалению многие из них утеряны /Мещанинов И. И., Закавказские  иероглифы, Сообшения ГАИМК, 1932, 34, с. 55/.  Большая часть была отправлена в Петербург, Москву и Тифлис. Особенно много материала было отправлено в Кавказский музей Тифлиса /Коллекции Кавказского музея, т. VI, с. 123-125. С. Карапетян, Армянская коллекция Кавказского музея, Е., 2004, на армянском /.

С середины XX в. на территории Гардмана  /Кандак-Мингечаур, Гандзак, Ханлар, Шамхор, Казах, Арцангист–Човдар, Хачахпюр-Хачбулах/  начались новые раскопки. Раскопки вели советские, в основном азербайджанские археологи. Найденные археологические материалы перевозятся в Баку и хранятся в  музеях этого города /Путеводитель  по экспозиции музея истории Азербайджана, Баку, 1958/.

Армянское нагорье и сопредельные территории, в том числе Гардман  являются важными центрами энеолитической культуры. Хорошо исследованными  памятниками энеолита являются Хатунарх, Мохраблур  /Эчмиадзин/, Техут  на  Араратской равнине, а также Мохраблур в Нахичеване, который является продолжением Араратской равнины, а также населённые пункты у Казаха- Шому-тепе, Гаргалар-тепе, Баба-дервиш /долины реки Агстев/ и т. д.  Раскопанные ступки и зернотерки свидельствуют о том, что жители Гардмана в основном занимались земледелием.

Гардман- известный центр Куро-Аракской культуры  /ІV-II тыс. до н.э./. Первые археологические  материалы  этой культуры были  обнаружены в 1869 г. у селения Заглик /Гандзакский уезд/ и в 1879 г. в Армавире /Армавирский район/. Впервые найденный материал изучил и охарактеризовал  Б. А. Куфтин, условно назвав его Куро-Аракской культурой /Куфтин Б. А., Урартский <Колумбарий> у подошвы Арарата и Куро-Араксский энеолит, <Вестник гос. Музея Грузии>, 1944, т. 13  В/. Одним из старейших населённых пунктов Армянского нагорья и Гардмана является Кандак-Мингечаур,   где были найдены великолепные памятники Куро-аракской культуры  / ІII тыс. до н.э./. Только во время раскопок 1946-1950 гг., было найдено свыше 14 000 предметов. Особого внимания заслуживают многочисленные сосуды,  имеюшие форму  животных, растений, смешанную и другие формы,  ритоны, которые имели в основном ритуальное значение и т. д. Раскопки 1948 г.  стали важными в определении этнической принадлежности  и вероисповедания /христианства/ древних  и средневековых жителей Кандак-Мингечаура. Во время раскопок был обнаружен собор, сооружения, базы колонн, остатки окон и дверей, архитектурные фрагменты, где ясно видны буквы армянского алфавита. Обнаружены также другие надписи, которые считаются албанскими. Обнаружены были также бронзовые и железные кресты, фрагменты  курильницы  и  т. д.

За куро-аракской культурой последовали эпохи средне бронзовый /приблизительно XXI-XIX вв. до н.э./,  поздно бронзовой и железной  культуры /XIII-VIІI вв. до н.э./.  Археологический материал свидетелствует о том, что Гардман-Утик  был включен в ареал культуры Армянского нагорья и созданная здесь культура тесно связана с культурой других районов Армянского нагорья.  Куро-аракская культура и другие культуры –являются  культурами племён, занимающихся земледелием и ведущих оседлый образ жизни, что характерно для коренных обитателей Армянского нагорья-армян.  Левобережняя Ялойлутепейская  /Капахак-Կապաղակ,  ныне Габала, Куткашенский район/ культура /3-1 вв до н. э./ тоже является культурой  племен, занимающихся земледелием и ведущиx оседлый образ жизни.

Издревле все армянские государственные образования стремились обьединить армянские племена и образования, которые проживали на территории, лежашими между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Клинописи царей древнейшего армянского государства Арарат-Урарту / 9-6 –ой век до н. э./ Ишпуини, Аргишти І, Сардури ІІ и других свидетелствуют, что  Гардман и Арцах были в составе армянского государства Арарат-Урарту.

Греческие и римские историки /Страбон, Полибий, Плиний Старший, Плутарх, Плиний/ используя другие источники /несохранившиеся сведения спутников и биографов римских полководцев Патрокла,  Лукулла, Помпея и Антония/ свидетельствуют о горских племенах, живущих на  Кавказе начиная  с конца  I в. до н.э.  Они упоминают их под названиями alban, udini, utidorsi, uiti, lbin, silvii, didur, sod, gel, lek  /leg/ и т. д., которые жили на территории, охватывающей прибрежье Каспия, горные участки реки Самур, Кавказских гор и верховья реки Албан /Алуан, ныне Алазан/.  В армянских  источниках (Мовсес Xоренаци /V в./, Егише /V в./, Павстос  Бузанд  /V в./, <Ашхарацуиц> / VII в./, Мовсес Каланкатваци /VII в/,  Киракос Гандзакеци /XIII в.)  в тех же районах упоминаются maskut,  aghuatakan /akhti/, ghek /tsakhur/, tavaspar /tabasaran/, lek /lezgi/, gargar, khunz. hechmatan, lpni /lahitch/, didoi /didoeti/, chilb и другие имена. Как видим упомянутые племена относятся к кавказским, которые живут на районе ответвлениях Кавказских гор и прибрежьях Каспия.

На основе сведений, содержащихся в работах  греческих и римских историков были составлены древнейшие карты мира,  где Гардман-Утик  /Агванк/ всегда отмечался в пределах границ Армении, а река Кура была естественной границей Армении.   Армянский  источник <Ашхарацуйц>  тоже свидетельствует, что река Кура является естественной границей Армении. Но и Страбон, и  <Ашхарацуйц>  свидетельствуют и об армянских уездах на  левом  берегу реки Кура. Страбон  упоминает  об  армянских уездах  Хорзене /Кхарджк/ и Камбюсене /Комисене, Камбечан/ (Страбон, География, XI, гл. III, 2, 14/4/).  Уезд с названием страна Анахтакан /Anahtakan/ упоминается у историка И. Флавии /I век/. Эти сведения дошли до нас через Диона Кассия /Римская история, кн. XXXVI, 5/.  Об уездах Ахберд /Աղբերդ, также Кахадашт, Каладзор, впоследствии Агдаш/,  Дашт-и-Базкан /Эджери,  впоследствии Уджари, находится в Ширванской степи/,  Капахак  /также  Востан-и-марзпан,  ныне Кабала, Габала/ и  о других  армянских уездах есть сведения в <Ашхарацуйце>.  Как можно заметить, древние  письменные  источники позволяют  сказать, что левобережье Куры до подножья Кавказских гор были заселены армянами и были составной  частью  края Армянский Агванк.

Отец армянской историографии Мовсес Хоренаци /V в./  имеет важное свидетельство о происхождении  названия  Агванк /Աղվանք/.  Он  пишет, что рожденный от Айка род Сисака унаследовал  равнину Агванк  и  горную сторону этой  равнины /подножье Кавказских гор/. Затем армянский царь Вагарш  назначил сына Сисака  Арана  правителем северовосточной  стороны Армении,  по руслу реки Кура, которая проходит по большой равнине. Название края Агванк, согласно Мовсес Хоренаци, произошло от характера Сисака  так как его  /Сисака/ назвали агу, /aghu, по староармянскии агу աղու=сладкий/.  А потомки  Арана  правили в Утик-Гардмане и Цавдеке /Арцах/ /Мовсес Хоренаци, История Армении,  книга II, глава 6.  Мовсес Каланкатваци, книга II, глава 4/.

Агванк /Гардман, Утик, Арцах/  был в составе армянского государства и в последующии период после Арарат-урартской династии / IX-VI вв.  до н.э./, во времена Ервандидов / VI-II вв. до н. э./,  Арташесидов /II-I вв. до н.э./, при Аршакидах  / I-ІVвв./,  Багратидах / IX-XI вв./ и Захаридах / XII-XIII вв./.  Но  Агванк  в 365 г. был  отделен от Армении согласно  договору между Римом и Персией.   В 371 г. Армянский царь Пап Аршакуни  Агванк /Гардман/ вновь присоединил к Армении. В 385 г. /387/ состоялся первый раздел Армении между Римом и Персией. Гардман, Арцах и другие восточные уезды Армении  вновь были присоединены  к  Персии.  В  середине V века Гардман и Арцах были включены во вновь образованное Агванское марзпанство. После такого административного разделения, церковь провинции отделилась и стала называться  католикосатом  /патриаршеством/  Агванка,  но при этом оставаясь в подчинении армянской апостольско-просветительской церкви.

В VІI в.  Армения, в том числе  и  Агванк  /Гардман, Утик/  попадают  под арабское господство и входят в полицейское образование Арминиа.  Арабы в отношении покоренных народов проводили политику исламизации. Подданные принявшие ислам, освобождались от налогов, назначались на должности и т. д.  Вследствии такой политики многие народы  /племена/,  в том числе кавказские племена приняли ислам. Но армянский народ, благадаря своей культуре, языку, алфавиту и письменности,  религии и обычаям сохранил свое этническое лицо.

885 г. была восстановлена армянская государственность. Ослабевающий арабский халифат признаёт независимость Армении. Ашот Багратуни  /Ашот І, 885-890/ становится царем Армении.  Показав  большое умение в государственной, дипломатической и военной областях, ему удалось восстановить в армянском государстве многие княжества, в том числе Гардман и Арцах.  В IX в. северо-восточные границы Багратидской Армении доходили до реки Кура. Но Багратидам не удалось воссоединить всю Армению в едином государстве.  А вследствии недальновидной политики Византии, в 1045 г. Анийское Багратидское государство распадается. Эта недальновидная политика Византии имела роковое последствие и для самой Византии, и для Армении. В 1047 г. в Армению вторгаются  более опасные враги- турки-сельджуки, которые в битве 1071 г. при Маназкерте /Западная Армения/ наносят поражение византийцам. Обескровленная Армения /также Агванк/, а затем и Византия захватываются турками-сельджуками.  Грузия, которая сравнительно мало пострадала от сельджукских походов, смогла вести успешные военные действия благодаря умению армянских полководцев Захаре и Иване Захарьянов. В 1196 г. Захаре и Иване наголо разбивают войско Гянджинского /Гандзак/ амира. Гардман вместе с другими армянскими районами переходит к Захарянам. Но появляются все новые враги. Турков-сельджуков /XI в./, сменяют монголы-татары /XIII в./.  Затем появляются орды Ленк Тимура /XIV в./. Перед нашествием монголо-татаров демографическая картина в Закавказье сильно изменилась. В Атрпатакане преобладаюшим становится туркоязычный элемент. На территории,  Левобережной Куры – Агванке и Ширване население также постепенно становится туркоязычным. В плодородных долинах и равнинах Армянского нагорья  /Гардман, Нахичеван/  селятся  тюркские и курдские племена. А исконное армянское население Гардмана и Нахичевана силой выселяется при сыне Ленк Тимура Мираншахе. В этих  условиях  более жизнеспособными  оказались армянские сельские общины горных и предгорных районов, которые сохранили свои традиционные обычаи, быт и нрав.

С 1512 до 1639 г. Армения стала ареной военных действий между Османской Турцией и Сефевидской Персией. Армянские селения, уезды подвергаются опустошительным набегам и турок, и персов. По договору 1639 г. к Персии переходят провинции Исторической Армении- Сюник, Арцах, Гардман, Пайтакаран, Парскаайк  полностью, а также восточные районы провинций  Айрарат, Васпуракан и Гугарк. Свои опустошительные  набеги продолжают горские племена Кавказа, и особенно лезгины.  Они угоняют в плен тысяч армян, особенно женщин и детей. В этом причина, что сейчас среди народов Северного Кавказа, особенно среди лезгин и аваров можно увидеть людей  с армянской внешностью  /представители арменоидного типа, европейской  расы/.  Армяне Гардмана по разным причинам /пленение,  эпидемии, миграции/  оказываются и в Грузии. Вследствии чего в Кахетии, Тифлисе /Авлабар/ и в других районах Грузии неуклонно растет число армян.

Разделенный от Армении, Гардман продолжал сохранять духовную и культурную связи с Матерью Арменией. Традиции, обычаи, предания, свидетельствуют о тесной культурной связи между Гардманом и другими  районами /странами/ Армении. Исследование искусства хачкаров и ковроделия Гардмана это отдельная тема.  Хачкары Гардмана прекрасно орноментированы. К сожалению, значительная  их часть уничтожена. Следует сказать, что азербайджанцы стремятся присвоить гардманские хачкары /крест-камень/, называя их  албанскими.  Гардманские ковры также красивы, те же изысканные растительные и человеческие образы изображены на гардманских коврах. Нужно сказать, что если хачкары в основном уничтожены, то ковры представлены  в музеях Азербайджана.   Еще  в 1950-60-ых гг. азербайджанцы с дальным намерением скупали в армянских селениях Гардмана и Арцаха  армянские ковры ручной работы или обменивали их на фабричные и вследствиии этого, как и многочисленные археологические находки,  армянскии ковры также  оказались в музеях Азербайджана. Затем в Баку создается музей ковров, а ковроделие обьявляется неотьемлемой частью азербайджанской культуры. Армянские ковры, как и хачкары создавались по поводу какого-то события и об этом  делались соответствуюшие  надписи /имена, года/. Азербайджанцы находят способ удаления  этих надписей. Они вырезают эти части, и говорят, что ковёр изношен. Следует заметить, в коллекциях так называемых азербайджанских  ковров  большое число составляют не только армянские ковры Правобережья Куры, но и ковры издревле насёленных армянами городов и сёл левобережья Куры Шемаха, Нухи /ныне Шаки/ и другие.  В XVI веке  в Ширване было около 60 армянских селений. Об этом свидетельствуют путешественники  из Европы /Адам Олеариус/. А армянское населние было насильно исламизировано в XVІІІ-XІX вв., или периодически истреблено /последние погромы организовались  в 1918 г. в  Нухе и Шамахе/.

С XІX  столетия, при активном участии армян, в Закавказье утверждаются  русские.  В 1804 г.  Гардман  присоединяется к России.  По Гюлистанскому договору 1813 г. вместе с Грузией, Историческим  Агванком и другими армянскими территориями к России отходят также Арцах /Карабах/ и Гандзакское ханства. Гандзакское /Гянджинское/ ханство переименовывается в Елизаветопольскую губернию. После присоединения  Восточной Армении к России /1828 г./, армянские переселенцы из Персии, Западной Армении начинают населять Араратскую равнину, Арцах, Гардман и  Джавахк. Репатрианты в основном заселялись на территориях, откуда армянское население когда-то было изгнано. В этих местах сохранились следы строительного искусства армянского народа /монастыри, церкви, хачкары, кладбищи с армянскими надписями/. Учитывая  этот  факт-  /репатриация армян/ азербайджанские историки,  вопреки историческим  фактам,  не учитывая надписи о дате строительства армянских памятников /V-VII/, утверждают, что армяне в этих районах появились после 1828 г.

Армяне верили, что с приходом христианской России  на Кавказе настанет конец межэтническим столкновениям, от которого в основном страдали армяне.  Но российскои трон  мало волновала участь христианских народов, в том числе армян, живущих на окраине империи. Как и владыки других государств, российские императоры также проводили политику выселения армян. Поощрялась миграция армян на завоёванные  прикаспийские территории Северного  Кавказа. В Гардмане  и других  армянских  территориях поселялись русские, а также немецкие переселенцы. Делалось все /новые территориальные разделение, миграция/, чтобы армяне не составляли большинство в своей Родине.

О многочисленных племенах, проживаюших в конце  XІX в. в Гардмане,  Арцахе, севернее р. Кура до Южного Дагестана и Апшерона интересные сведения сообщает епископ Макар Бархударянц. В 1890 г. он был в этих районах, записал увиденное и издал ценную работу /М.  Бархударянц,  <История Агванка>, т. 1, Вагаршапат, 1902, т.  2, Тифлис, 1907/, значение которой велико в изучении истории Агванка /Гардман-Утик, Арцах/. Как факт,  с горечью говорит он о многочисленных отуреченных и вынужденно принявших ислам армянских селениях. М Бархударянц, в частности приводит факт насильственной исламизации армян в уезде Шаки в 1711-1722  гг. Но исламизированные армяне еще долгое время сохраняли свои национальные традициии и обычаи- целовали крест-камни, молились по-христиански,  освящали  крестом спящих детей, хлеб и еду. Но наиболее яркое отличие армян и турок-татар состоит в их внешности. Исламизированные армяне имеют типичную армянскую внешность  и принадлежат к европейской рассе-тип арменоида  /круглая голова, плоский затылок,  заметно выступающии нос  со спинкой,  /âûñîêàÿ íîñîâàÿ êîñòü/, крупные глаза, волнистые волосы, светлую кожу, развитый третичный волосяный  покров, …/, в отличии турок-татар, которые принадлежат к монголоидной рассе  /длинная голова по контуру шапки, прямые, черные волосы, видные скулы, темные, карие глаза с узким разрезом век,  дополнительная  складка –эпикантус на верхнем  веке, выступание носа небольшие /низкая носовая кость/, смуглая кожа, часто желтоватый, слабый рост  волос на лице и  теле,  …/.  С исламизацией населения  происходит также изменение названия населенных пунктов.  Так Варданакерт становится Джавад, Пайтакаран-Саляни, Багаван-Багу- Баку /и.е. Баг=Бог, ср. Багаван, Багнайр, Багайарич/, Еотнапорские багин-Сарухани,  Алеван-Авшаран,  Акберд-Агдаш  и  т. д.

В конце  XIX в.  на территории, лежащей южнее Куры- в Гардмане и Арцахе, в основном  проживали  армяне и М. Бархударян сообшает важные сведения о населённых  армянами уездах  Арцаха и Гардмана: Гандзак /Гянджа/, Еленендорф /Xанлар/, Шамxор, Казаx,  а также Бананц, Геташен, Восканапат и т. д. В равнинных частях в основном жили арабы-мусульмане. Остатки татарских племен жили в  долине реки Закам, а появившиеся курдские племена -в уездах  Арцаха-Цар, Вайкуник, Арчланк и Бердадзор. В основном эти  племена вели кочевой образ жизни.

Политику русских царей  /не разрешать обьединение армянонаселенных территорий/, продолжали большевикские и советские лидеры. После октябрской революций 1917 г.,  с целью создания великого государства Турция использует создавшуюся политическую ситуацию. При помощи главарей тайных международных организаций /Троцкий, Зиновьев, Каменев, Джемал, Энвер/ ей удается в 1918 г. в Закавказье создать новое турецкое государство под названием Азербайджан. Международный агент Л. Троцкий  неоднократно заявил, что во имя  победы всемирной революции армяне должны сделать уступки Турции. Об этом он писал в статье имеющую явно антиармянскую  направленности <Армения и Турция  на предстоящей конференции>, которое было издана в газете  <Жизнь национальностей>  / 4 марта 1921 г./.

В апреле 1918 г. в Азербайджане провозглашается советская власть. Границы советских республик создаются  произвольно. В одном случае учитывается  этнический состав населения, в другом  нет. Так в основном еще заселенные армянами  Гардман, Арцах и Нахичеван оказались в составе только образованного  турецкого государства под названием Азербайджан. Так  на территории  /Левобережная Кура, Правобережная  Кура, Гардман, Арцах, Пайтакаран, Нахичеван, также юго-восточный часть Дагестана, юго-западные прикаспийские районы/ других этносов   /армяне, кавказские племена, иранские племена/  создается  государство Азербайджан, название которого  также чуждо ему. Имя <Азербайджан> с советских времён представляется  как <страна огня>.  Но это имя искаженная форма Атрпатакана /от имени мидииского полководца Атропата/. Название <Азербайджан>  было принято большевискими главарями с дальним намерением. Они  хотели экспортировать революцию в соседние страны, в том числе в Иран, в результате которого Иранский Азербайджан должен был соединëн новосозданным Советским Азербайджаном. Национальный состав этого государства также не был однородньм. Он состоял из исламизированных кавказских племён;  лбин-лахичы, лег-лезгины, таваспар-табасаранцы, гел-гиляны. удины, гек-цахуры, а также  из ираноязычных талышей и татов, арабов, монгол-татаров,  турок-сельджуков, насильственно исламизированных армян и наследников других народов и племён, появившившихся когда-то здесь, которые  с конца  XIX в.  были  известны  под общим названием татары.  В 1926 г. во время всесоюзной переписи  населения татары и турки Закавказья были зарегистрированы как  <кавказские татары>.  Лишь после 1936  г.  <кавказские татары>    принимают название азербайджанец.

В годы советской власти, правительство Азербайджана, разными  способами добившись содействия советских  учёных, в частности востоковедов и историков, стремилось  написать историю Азербайджана, как  страны имеющей древнюю историю. Национальным достоянием  Азербайджана  обьявляется вся культура /археологические предметы, этнографические материалы, фольклор, известные личности/ созданная когда-то другими  этносами /армяне, иранцы/. А христианскую культуру /церкви, монастыри, хачкары/, которую нельзя присвоить, они приписывают албанам, чьими наследниками обьявляют себя азербайджанцы.

А кто такие албаны, как они вошли в историю, какое происхождение у них, где проживали,  на каких территориях,  как называются они-албан или агван, какую культуру создали они, какую культуру азербайджанцы называют албанский, как они ушли с исторической арены? и т. д.  Это вопросы, которые сразу возникают, когда изучаются письменные источники, касающиеся Албании /греко-римские источники/ и Агванка  /Աղվանք, армянские источники/.  Все исследователи замечают, что нельзя однозначно говорить о государстве под названием Албания и албанский народ. Кажется есть Албанское царство, но не виден албанский или агванский народ, не ощущается  этническая общность. Между тем, сразу же появляется кровная связь с Арменией, с армянскими царями и католикосами, с армянским народом и знатью. Вот почему не увидев албанского или агванского народа, многие исследователи /Н. Марр, Г. Клапрот/ упоминаемых у греческих и римских авторов албанов отождествляют с аварцами, аланами /Марр Н., Кавказские племенные названия и иx местные параллели, Петроград, 1922,  Н. Марр, Албанская надпись, КСИИМК, вып. XV, 1947,  Тревер К., Очерки…, с. 30, /.  С. Еремян  считает, что lbin видоизменённая форма албана  /Еремян С.,  М. Каланкатуйский о посольстве албанского княззя Вараз-Трдата…, Зап. ИВ. АН. СССР, т. VII, с. 148-149/.  Даже К. Тревер признаёт, что невозможно говорить о этнической группе и общности албанцев, и что упоминаемые Страбоном   <26 языков>  /Страбон не упоминает термины племя, народ, царство/ говорят на 26 языках и что они не имеют общего языка, они  ни единые племена, ни единый народ, ни общее царство. Тревер замечает, что <установить их точные древние наименования и выяснить занимаемые ими территории не представляется возможным…, к тому же без учёта материалов лингвистического  и этнографического порядка и при отсутствии археологических  показателей> / К. Тревер, с. 49, 59/.   Кстати, историк Бакиxанов /1-ая половина 19-ого века/, который написал историю Азербайджана, предпологает, что древняя Албания  включала в себя Ширван и Дагестан / Абас-Кули-ага /Кудси/  Бакиxанов, Гюлистан-Ирам. Баку, 1926: Очерки истории исторической  науки в СССР, т. 1, с. 641, Тревер К., Очерки…, с. 26/..

А на основе каких фактов и  заключений некоторые азербайджанцы /а также дагестанцы/ обьявляют, что Гардман-Утик, Арцах, даже Сюник албанские территории. Ответ  на  вопрос связывается с вошедшим в оборот  в начале  XX в. <услышанного от других> сведения Страбона,  согласно которому <рассказывают, что  армянский царь Арташес  I завоевал земли у соседних народов> /Страбон, XI, 14, 5/.  Это мнение, а также другие вопросы, касающиеся Агванка-Албании, получили новое развитие  в советской историографии, где делались попытки уравнивания и сглаживания историй и культур народов  СССР. От такой политики более всего страдал  имеющий древнюю и богатую историю армянский народ. Части Армении /Агванк, Гардман-Утик, Арцах, а также Паитакаран/ сновы были отторгнуты от Армении и присоединены  к турецкому Азербайджану.      Издаются книги ;  Б. Рибаков,  Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы феодализма на территории СССР III-IX вв., М., 1958,  Очерки истории СССР:       К. Тревер, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании,   IV век до н.э. -VII век н.э., М-Л, 1959:  В. Минорскии, История Ширвана и Дербенда X-XI веков, М., 1963   и работы других авторов, которые основываясь на <сведениях>  Страбона, делают вывод, что Правобережная Кура /Гардман-Утик, Арцах/  присоединён был к Армении при Арташесе I /189-160 до н.э./, после чего якобы, население  арменизировалось.  Обратимся лишь к одной работе, написанной в советское время;  К. Тревер,  <Очерки по истории…, 1959>.   Этот известный труд об Албании даёт полный ответ на все вопросы. В этой работе, мягко говоря, неправильно трактуются отдельные вопросы, в том числе и границы древней Армении  /время армянского царя Арташеса I/, также о причине создания албанского царства, о провинции Сюник-Сисакан,  о национальной принадлежности историка М. Каланкатваци   и т. д.  Заметим, в этом <сведении> Страбона нет ни слова о Арцахе, Гардман-Утике или Шакашене.  Страбон в том же месте говорит, что на соедененных Арташесом  I территориях, все жители говорили на  <едином языке>,  а  именно на армянском.  Заметим, что  Арташес I был представителем совета  старейшин  Восточно-Армянского  края-Агванк. Свои действия он начинает против находящегося в Утике царя Ерванда IV, при этом ему помогали  нахарары Утика и находящеся там войска   /М. Xоренаци, История Армении, книга 2, глава 44/.

На основе выше упомянутых мнений  и предположений азербайджанские  исследователи включают в пределы границ воображаемого  государства Албания  Арцах и Гардман-Утик, а также озеро Севан и Сюник. Между  тем, работы  армянских историков, а также изучение  политической  ситуации /первое разделение Армении, необходимость борьбы против горцев Кавказа и других кочевых племен/ позволяет сказать, что в писменных  источниках представляется периферийное армянское царство Агванк, которое было создано на отторгутых от Армении территориях  в конце  4-ого века /после 385 г./. Представляется также история Агванка, который имеет армянское население и христианскую веру, который  духовными,    экономическими,  культурными и другими аспектами   тесно связан  с Арменией. Его правители  и  католикосы  поддерживают связи с армянскими царями и католикосами,  постоянно советуются с ними, имеют тесные дружеские отношения и часто совместно борятся против кавказских горцев, появляющихся кочевых племен и персов.  А  упоминающиеся у греческих и римских историков племена, относятся к кавказским племенам, которые живут в южных ответвлениях и  ушельях Кавказского хребта. Как замечаем нет однородного этноса, языка, территории, культуры. Эти племена говорящие на разных языках и  находящиеся  на разных уровнях развития, могли обьединяться лишь при наличии внешней опасности, в данном случае при вторжении римлян /как в случае Оройса и Зоберии/ или при организации захватнических набегов, о которых есть многочисленные факты. Следовательно, опираясь  на посредническим   свидетельствам греческих и римских авторов и говорить, что в I веке до н.э. в  Левобережной Куре с обьединением  племен, говорящих на <26 разных языках>, образуется государство Албания, только предположение, который  не подтверждается другими фактами, так как до IV в., в греко-римских писменных источниках есть лишь скудные сведения о каспийских, албанских и других племенах, и они связаны с римско- парфянскими войнами, армяно-римскими и армяно-парфянскими отношениями. Дальнейшие сведения о Агванке находим в армянских писменных источниках /Мовсес Xоренаци, Фавстос Бузанд, Лазар Парпеци, Мовсес Каланкатваци, <Ашхарацуиц>/,  которые свидетельствуют, что в Северо-Восточной Части  Левобережной Куры /в прикаспийском районе/ в начале IV в. образовалось царство маскутов /мазкутов/, во главе парфянских Аршакидов. Затем армянские историки говорят о царстве Агванк, о его армянских правителях Араншахик, затем-  об образовании марзпанства  Агванк /461 г/. Некоторые исследователи царство маскутов представляют как  Агванское  царство, что неправильно, так как маскуты ираноязычные племена,  живушие между Каспийским морем и Кавказским хребтом.

Как замечаем, согласно греко-римским  и армянским письменным источникам, вышеупомянутые  племена в основном  кавказские. Значительные часть этих племён лбин-лахичы, лег-лезгины, таваспар-табасаранцы, гел-гиляны, удины /часть из них/, гек-цахуры, дидуры  и другие во время арабского владычества и позднее приняли ислам и в настоящее время также проживают  на исконных территориях /южные ответвления Кавказских гор и прибрежье Каспия- в Дагестане и Азербайджане/. Следует отметить, что эти кавказские племена не имеют связи с царством /марзпанством/ Агванк,  котороя образовалось  на территории, отторгнутых от восточной Армении- на Правобережье и Левобережье  реки Кура, как защитная преграда для Армении, Персии и Закавказья против набегов кавказских горцев и кочевых племён. Можно сказать, что под патронажем Персии и Византии Агванку приписывалась роль буферного государства. С  510 г. /523/, после смерти царя Вачагана Благочестивого и ликвидации царство Агванк, страной снова начали править персидские марзпаны. С  целью усиления образованного Агванского марзпанства, к ней были присоединены края Левобережья Куры-Базкан, Хоруан, Шруан, Чола, а также уезды Таваспарк /табасаранцы/, Гекк /Ղեկք, цахуры/  и  город Дарбанд /Дербенд/ с укреплениями.  Это самая большая территория марзпанства Агванк /в таблице  42, вышеупомянутой книги К.  Тревер, марзпанство Агванк  представлен в этих границах/. Возможно, учитывая этот факт присоединения к марзпанству Агванк, находящихся в границах сегодняшнего Дагестана уездов  Таваспарк, Гекк и Дербенд, лезгины также выступают наследниками  албанской культуры.

О происхождении названий  Агванк и Албания есть различные обьяснения. Выше упомянулось, что Мовсес Хоренаци название Агванк связывает  с характером отпрыска прародителя армян Айка Сисака  /агу-сладкий/, от которого  и название края Агванк /Աղվանք/. На первый взгляд упоминавшиеся в армянских источниках Агванк и в греко-римских источниках Албания  не похожи, но если быть более внимательным, можно  заметить схожесть. Известно, что чужестранцы не могли правильно озвучить местные названия, поэтому часто прибегали к изменению звуков, согласно звуковым канонам своего языка.  Можно сказать, что это как раз типичный случай этого  канона и армянский Агванк у греко-римлян звучал как Албания /произошла трансформация г-в  в  л-б /.   Для Левобережья  реки Кура кроме Албании и Агванк использовались  и другие названия-Исконный Агванк, Кавказский Агванк и т. д. Такое многообразие названий /также путаница/ возникло в марзпанский период, когда после первого разделения Армении  /385 г./,  как говорилось выше, отторгнутому от Армении и отошедшему к Персии армянскому Агванку  /Гардман-Утик, Арцах/ были присоединены уезды населенные кавказскими племенами /Таваспарк, Маскутк, Чола, Гекк, Дарбанд/. А наличие  удин  и гаргаров (есть мнение /А. Акопян/, что наименование гаргар пейоративное название, данной Мовсес Xоренаци, диким северным племенам, появившимся в левобережье реки Кура, /А. Акопян, Албания-Алуанк в греко-латинскиx и древнеармянскиx источникаx, Е., 1987, с. 72-74/),   в Агванке, предполагает, что они  /часть из них/, вытесненные  аланами, со своих исконных мест проживания-гаргары с Кавказских гор, удины с каспийских прибрежных районов спустились на плодородные, равнинные районы реки Кура, заселенные армянами, где и Месроп Маштоц в V веке создал алфавит для гаргаров. А удины, появившись в армянской среде, приняли христианство, но впоследствии разделили участь армян– были исламизированы или  депортированы. В советское время и ныне, часть из них проживает в селениях Ниж и Вардашен Нухинского /ныне Шаки/ района.

Таким образом, можно сказать, что  Агванк /Албания/ не этноним, а название Восточной части Армений /Левобережная Кура, Правобережная Кура, Гардман, Утик, Арцах, Пайтакаран/. Агванк являлся периферийным армянским царством с армянским населением, которое культурными, духовными, экономическими и другими аспектами было тесно связано с Арменией.

В годы советской власти, насильно присоединённый к Азербайджану  Гардман  делится на отдельные районы- Дашкесан, Ханлар, Казах, Шамхор, Гетабек, Тоуз, Касум-Исмаилов /Гёрани/ и Шаумян.  Желание всех правительств Советского Азербайджана было единственным-создать однородное турецкое государство. Но это было трудновыполнимой задачей с жившими здесы  армянами, которые на протяжении тысячелетий  на земле своих предков  создали высокую культуру и духовными узами были связаны с Арменией. Вот первопричина того, что правительство Азербайджана с первых  дней своего создания вело ярую  антиармянскую политику.

Руководство  Азербайджана, путём шантажа и репресий, вело политику вытеснения армян из своих исконных земель.  Высокими лозунгами они обьявили Азербайджан самым интернациональным государством в составе СССР, где бок о бок дружно живут представители разных наций- русские, армяне, евреи, украинцы, дагестанцы и представители других национальностей и народов. К сожалению, не встретив должного отпора со стороны  руководства Армении и  союзного руководства, Азербайджан начал претворять в жизнь свой план. Трагическая история  начала XX в.   повторилась  в 1988 -1990–х  годах, когда были организованы погромы армян  в Сумгаите, Баку, Гандзаке и  других районах.  Армяне  Гардмана, которые с  XVIII в. связывали успех национальной борьбы с приходом русских, спустя почти 200 лет, силой того же русского оружия в 1988-1992 гг. были вытеснены из своих исконных земель  и распостранились по всему миру.  Арцах, используя свой статус автономии, сумел победить в навязанной войне и освободился от азербайджанского владычества. Но победа неполная, поскольку Гардман-Утик все еще в плену. Верим, что придет день, когда в стране Гардман-Утик  снова будут вязаться армянские ковры,  будут воздвигнуты новые армянские храмы и хачкары, в населенных пунктах  будут  вести  раскопки армянские археологи, которые с гордостью представят миру высокую культуру и цивилизацию своих предков.

Анжела Терян

Историк

Advertisements

Մեկնաբանությունները փակված են։

%d bloggers like this: