У истоков древнего символа Свастика


Свастика у разных народов имела разное название, однако, с конца XIX века распрастраняется санскритское название свастика. В Армении распространены аревxач /солнцекрест/, керxач /кривокрест/, чанкаxач /крюкрест-коготь-крест/, xачатев /кресторучный/, армнкаxач /коленчатый крест/, знак вечности и другие названия.   Известный из героического эпоса  <Сасна црер> /<Неистовые из Сасуна>/ <Крест Войны>, который завязывали  на правый рукав храбрые воины-богатыри до битвы с врагами, несомненно был свастикой, ибо именно свастика была любимым и распространненным символом армянских воинов, согласно обнаруженным древним арxеологическим материалам.

В Армении встречаются свастики и правозакрученные, и левозакрученные, которые в большом количестве изображены на горах Гегама и Сюник /наскальные изображения/, на оружиях,  доспехах, украшениях, на культовых и бытовых предметах, выявленных во время археологических раскопок.

По отношению к свастике всегда был большой интерес в мире. Многочисленные ученые и исследователи /И. ды Морган, Мурие, Литтре, Дивмуртие, М. Мюллер/ занимались загадкой свастики. Они пытались ответить на многочисленные вопросы, в том числе; что означает правозакрученность свастики, что означает левозакрученность, что означает слово  свастика, как  можно еë обьяснить, что символизирует  оно и т.д.

Согласно одой из распрастраненных мнений- горизонтальная линия  свастики /также креста/  материальный мир, а вертикальная-дуxовный, космический мир.  На этом изображении скрещиваются материя и дух.

59-1 copy 2

Рис. 1 Гегамское наскальное изображение, VII-III  тысячелетии до н.э.

Согласно последователю  джайнизма-одному из индийских иерий-четыре вправозакрученные концы свастики, представляют четыре степени  существования душ в материальном космосе; а) первоначальная нижняя часть: б) земная жизнь, растительный и животный мир: в) человеческие состояния и г) небесная жизнь. Все эти градуирования- сращения  материи и души в разных состояниях.

Распрастранено то мнение, что закрученная вправо свастика- символ жизни и вечности.  Согласно другой точки зрения-закрученная вправо свастика имеет мужской смысл, а влевозакрученная- женский. Эта точка зрения соответствует понятию действуюшей в космосе и природе мужской-женской, положительной-отрицательной /инь, янь/ и других однотипным противоположностям борьбы и единства.

59-1 copy 3

Рис.2  Сюникские наскальные изображения, VII-III  тысячелетии до н.э.
Image14 copyImage2-1++ copy 8Image2-1++ copy 7

 

 

Гегамские наскальные изображения,  VII-III  тысячелетии до н.э.

 

 

В этом смысле интересна выявленная из деревни Акнер /Лори/ ножны кинжала, которая датируется началом  I тысячелететия до н.э. В смысловом значении ножны делится на три части. В самом верху-Бог Солнца, в середине-изображение напоминающее Мать –Богиню, которая взяла под свои раскрытые крылья противоположно /вправо, влево/ вращающиеся две свастики. В нижней части круглая рамка, в котором изображëн равнорукий /арийскии/ крест. Это напоминает земной шар-Мать Землю1.

 

  1. Описание этого изображения напоминает содержание хурри-армянской поэмы <О земном царстве>.          

Имеется распрастранненное мнение по поводу обьяснения слова свастика.Принято, что слово svastika  состоит из  составных частей  su  <хороший, добрый>  и  asti /быть в хорошем состоянии/, который имеет смысл  благосостояния, состояния счастья /ка-частичка/. Ученые, занимающиеся загадкой  свастики, единомышленны в одном вопросе- свастика символ солнцепоклонных арийских племëн и распространилась вместе с этим племенем.

     Image13++ copy 530-1++ copy 5

Кинжал, Иджеван, нач. I тыс. до н.э.                Ножны, Акнер, I тыс. до н.э.          

 

 

Во второй половине XX века  выдвинулись новые мнения о предках индоевропейцев, о прародине арийских  племëн, о созданной ими цивилизации, культуре и о других вопросах. Пересмотрелись и заново прокомментировались много мнений. Попробуем вновь прокомментировать смысл слова свастика.

26-16++

Миска, Шенгавит, IV-III тыс. до н.э.

 

  Обратимся к древнейшим письменным источникам арийских племëн-индийским Ведам и иранской <Авесте>.  В древней индийской ведической литературе /санскрит/ встречаются слова со смыслами svar, suar <солнце, свет, сияние, блеск>.  В Авесте встречается слово hvar  со смыслом <солнце, свет>.    Индоевропейские  корни слов <аст, азд> имеют смысл  <сила, могущество> /армянское слово аствац-бог/, а силу и могущество имеют боги.

Замечаем, что слово свастика состоит из составных частей  svar suar- солнце, свет, сияющий  и  asti  аствац, бог. Следовательно можно сказать, что  слова свастика имеет смысл Бог солнца, Бог света /ка-частичка/ и связана и с Богом–Солнца /Арев-Аствац/ и с его культом. Это мнение полностью доказывается выявленными во время археологических раскопок  в  Армянском нагорье  множественными находками материальной культуры.

30-1++ copy 3

Лобная повязка, /бронз/, Лори-берд, 12-11 вв. до н.э.

Image13++ copy 4                                                                    Сакира, Артик,пол.II тыс

10398661_1558859844393682_6202024965809770262_n

Вождь /восстановлен А. Чагаряном/, Лчашен,  пол. II тыс. .до н.э

 

Image13++ copy 3

30-1++ copy 4

Ложка воина, Лори-Берд, 12-ый в. до н.э                                                                       Щиток-доска,                                                                                                                                        Басейн Севана, 13-12 вв.до н.э

Множество изображений  свастики есть особенно на Гегамских  наскальных изображениях.  В смысловом значении интересен один из наскальных изображений Гегама /рис. 1/, где из завитка, который символизирует  Бога-Солнца, рождаются две свастики–близнецы, одна из которых вправозакрученная-классическая свастика, а другая-влевозакрученная-искажëнная свастика /двойственность, также противоположность и единство/2. Напоминающие изображения прототипа свастики есть на наскальных изображениях Сюника, где изображены человеческие образы с поднятой вверх одной рукой, другая опущенная вниз /рис. 2, снова двойственность, единство и противоположность/.  Наскальные изображения гор Гегама и Сюника датируются VII-III тысячелети до н.э.

 

  1. В этом случае для сравнения вспомним Санасара и Багдасара  из армянского эпоса <Сасна Црер>  /также римских Ремос и  Ромулос и других индоевропейских героев, когда один из героев безупречный и цельный, а другой немного неполноценный.

asdfarev

 

                                                                   Глиняный культовый сосуд                                                                    Мецамор, пол. II тыс. до н.э.

 

29-1++

 

nkar25++ copy

 

 

 

 

 

Глиняный  сосуд,  Карашамб, пол. II тыс. до н.э.з

Глиняный  сосуд  Ереван, 17-16 вв. до н.э.

 

 

kurq 2

 

4617b8fb905a

 

 

 

Зернотерка /часть/,   Иджеван,  нач  I тыс.до н.э

 

 

Идол, Мецамор, пол. II тыс. до н.э.

В конце 19–ого века в Армянском нагорье проводятся археологические раскопки /Реслер, Н. Марр, Морган,  Э. Шантр, Х. Самвелян/, в результате которых выявляются множество предметов с изображением свастики /также креста/.  Изучение археологических материалов показывает, что свастика была любимой символикой, особенно для армянских воинов, так как она в большом количестве изображена на оружии-доспехах и снаряжении армянских полководцев и воинов,  в раскопанных гробницах /крепость Лори-берд, Ширак, Иджеван, басейн Севана/.   Это кинжалы, сабли, ножны, лобные повязки, застëжки,  щиток-доски, пуговицы, боевые сакиры, пояса, осколки  доспеxов и  т. д.

qartez zuk

 

Qartez new

Глиняная тарелка, Самарра,                                     Сурьменная подвеска, Шамxор

V   тыс. до н.э.                                                                /Гардман/, пол. II тыс. до н.э.

 

Как символ Бога –войны /Солнце-Бог, как могущественный  Бог, также был Богом войны/-свастика /также крест/ должна была дать силу и могущество несущему, также защитить его от ударов зла и врага.  Встречаются также предметы с совместным изображением креста и свастики, которые являются композиционными изображениями.

Image1-1++ copy 6

 

Untitled-1 copy 2

Кулон, Ванадзор.                                                   Кулон, Агарцин,

пол. II тыс. до н.э                                                      II тыс. до н.э

Свастика в многобразных видах и в большом количестве изображена на керамике, украшениях , зерновых и на других бытовых предметах, которые имели оберегающее, также культовые значения. В Шенгавите /Ереван,  IV-III тыс. до н.э./ был обнаружен  древний глиняный сосуд /миска/ с изображением свастики, которое вновь композиционное изображение. В центре глиняного сосуда  трехрукий крест, взятый в круглую рамку, вне которого изображена битва птиц и змей, а между ними два маленьких светящихся круга и свастика. В керамике встречаются такие образцы, на которых свастика изображена на дне, на внешней стороне. Встречаются так же свастики с двухветвистыми и трëхветвистыми изгибами.  Такие глиняные сосуды обнаружены в Артике, Карашамбе,  Ванадзоре и  т.д.

12++ copy 2

Image11 copy++12++ copy 3

Штамп с многовистыми изгибами           Штамп /Гардман/,                    Штамп, свастики,  Гардман, пол. II тыс. до н.э.                      пол.  II тыс. до н.э.                     пол. II тыс. до н.э.

 

Обнаружены  большое количество украшений с изображением свастики в Ванадзоре /Тагаворанист/,в  Лори-берде,  в Иджеване, в Артике, в Шамхоре /провинция Гардман-Утик/ и в других местах во время арxеологическиx раскопок. Это бронзовые, сурьменные  кулоны,  бусы, пуговицы и т. д.

Южнее Армянского нагорья, в Северном Междуречье, в Самарре также  обнаружены изображения  свастик / V тысячелетие до н. э./, которые изображены  на глиняных тарелках и получились от единства геометрических изображений-треугольников, квадратов и бегущих животных. Очень интересна одна из этих тарелок, на которой изображена  Мать Земля.  В центре в виде свастики –страна сотворения-Армянское нагорье, окруженное горами. От гор берут начало четыре реки /как в Библии/. Мать Земля окружена водами  Всемирного океана. Это изображение похоже в смысловом значении, на сурьменную подвеску обнаруженную в Шамхоре /II тысячелетие до н.э./, где в центре вновь сотворенная страна, окруженная горами, берущих от них начало  реками и водами Всемирного океана. Как видим, сотворенная страна изображается в виде свастики – символом Творца /Бога АР/.  Так изображали наши предки ту часть  /территорию/  Мать Земли, где они были сотворены и жили.  Космическое таинство имеет также Мецаморский каменный идол с изображением свастики на правом ухе, взятой в круг. Ниже свастики – два круга и более маленький круг, который напоминает спутник.  Выявлены также штамппечати с изображением свастики и другие предметы, которые свидетельствуют о широком использовании и применении предметов с изображением  свастики.

Выявлены находки с изображением свастики также в Индии, Иране, Греции, Италии, которые датированы II  и I тысячелетиями до н. э.  Эти находки также приписываются арийским племенам, которые выходя из прародины, оказались в этих и других территориях.

Untitled-2_2                                                  Свастика на  оборонительной стене Ани, X-XI вв.                            

57-1++

 

 

60-1++

Хачкар, Еxегис, 1041 г.                                                   Двин, Фрагмент из базилики /мозаика/, X в

61-1++new                                            Рукопись евангелие Марка, 1297. /xудожник Г. Татеваци/

В 301 г. после провозглашения христианства государственной религий в Армении, армянские мастера продолжали использовать свастику, как символ и орнамент, изображая еë на стенах Ани, на церквях Двина, на хачкарах /крест-камень/,  в средневековых рукописях, также на керамике, коврах, карпетах и т.д.

Как видим, в Армении свастика изображалась в течении тысячелетий и встречается в многообразных  видах, что не наблюдаем в выявленных образцах других стран. Следовательно, с уверенностью можно сказать, что свастика как символ Творца, Солнца, Света, Добра и вечности создана  в колыбели арийских племëн-Армянском нагорье, и как принятая и известная символика в течении тысячелетий изображалась на культурных ценностях и сохранилась непосредственными   наследниками  арийских племëн-hai-арменами.

В 1930 г. в Германии к власти пришли фашисты. Они объявили себя наследниками арийских племëн и символом фашистской Германии сделали свастику /закрученную влево/. Символ солнца, света и добра  стал символом зла и несчастья.  Германия проиграла  на второй мировой войне. Однако человечество и сегодня с недоверием и с недоброжелательностью смотрит на свастику. Свастика продолжает оставаться выдвинутой фашистами символом не гуманных идей. В то время, как символ солнца и света-свастика- не имеет связи с преступлениями,  организованными одной группой людей.

Свастика должна очиститься и быть снова воспринята миром и людьми так, как воспринимали еë и сохранили наши предки-солнцепоклонники-hai-армены  в течении тысячелетий.

Свастика- символ Творца, Солнца, Света, Добра и Вечности.

 

Анжела Терян, историк

Перевод Татьяны Минасьян

 

 

Статья из книги Анжелы Терян <История и Армения>,

Ереван,  2006 г.

 

 

Advertisements

Մեկնաբանությունները փակված են։

%d bloggers like this: