О  ”КАВКАЗСКИХ  АЛБАНЦАХ”


В годы советской власти правительство Азербайджана разными  способами добившись содействия советских  учёных, в частности востоковедов и историков, стремилось  написать историю Азербайджана, как  страны имеющей древнюю историю. Национальным достоянием  Азербайджана  объявляется вся культура (археологические предметы, этнографические материалы, фольклор, известные личности), созданная когда-то другими  этносами (армяне, иранцы). А христианскую культуру (церкви, монастыри, хачкары), которую нельзя присвоить, они приписывают албанам, чьими наследниками объявляют себя азербайджанцы.    

   А кто такие албанцы?  Какое происхождение у них,  как называются они-албан или агван, какую культуру создали они, какую культуру азербайджанцы называют албанской?  и т.д.  Это вопросы, которые сразу возникают, когда изучаются письменные источники, касающиеся Албании (греко-римские источники) и Агванка  (Աղվանք, армянские источники).  Обратимся  к этим вопросам.

Греческие и римские историки (Страбон, Полибий, Плиний Старший, Плутарх, Плиний) используя другие источники (несохранившиеся сведения спутников и биографов римских полководцев Патрокла,  Лукулла, Помпея и Антония),  свидетельствуют о горских племенах, живущих на  Кавказе начиная  с конца  I в. до н.э.  Они упоминают их под названиями alban, udini, utidorsi, uiti, lbin, silvii, didur, sod, gel, lek  (leg) и т. д., которые жили на территории, охватывающей прибрежье Каспия, горные участки реки Самур и Кавказских гор.

В армянских  источниках (Мовсес Xоренаци, Егише, Павстос  Бузанд, ”Ашхарацуиц”, Мовсес Каханкатваци,  Киракос Гандзакеци ) (V- XIII вв.)  в тех же районах упоминаются maskut,  aghuatakan (akhti), ghek (tsakhur), tavaspar (tabasaran), lek (lezgi), gargar, khunz. hechmatan, lpni (lahitch), didoi  (didoeti), chilb и другие имена. Как видим, упомянутые племена относятся к кавказским, которые живут в районаx ответвлений Кавказских гор и прибрежьях Каспия.

Отец армянской историографии Мовсес Хоренаци (Vв.) имеет важное свидетельство о происхождении  названия  Агванк (Աղվանք).  Он  пишет, что рожденный от Айка род Сисака унаследовал  равнину Агванк  и  горную сторону этой  равнины (подножье Кавказских гор). Затем армянский царь Вагарш  назначил сына Сисака Арана  правителем северовосточной  стороны Армении, по руслу реки Кура, которая проходит по большой равнине1 (Левобережье Куры, Правобережье Куры). Название края Агванк, согласно  Хоренаци, произошло от характера Сисака,  так как его  (Сисака) назвали агу, (aghu, по староармянскии агу աղու=сладкий).  А потомки  Арана  правили в Утик-Гардмане и Цавдеке (Арцах) (Мовсес Хоренаци, История Армении,  книга II, глава 6;  Мовсес Каланкатваци, книга II, глава 4).

Все исследователи замечают, что нельзя однозначно говорить о государстве под названием Албания и албанский народ. Кажется есть Албанское царство, но не виден албанский или агванский народ, не ощущается  этническая общность. Между тем, сразу же появляется кровная связь с Арменией, с армянскими царями и католикосами, с армянским народом и знатью.   Вот почему не увидев албанского или агванского народа, многие исследователи (Н. Марр, Г. Клапрот) упоминаемых у греческих и римских авторов албанов отождествляют с аварцами, аланами   (Марр Н., Кавказские племенные названия и иx местные параллели, Петроград, 1922; Н. Марр, Албанская надпись, КСИИМК, вып. XV, 1947; Тревер К., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, IV век до н.э. -VII век н.э., М-Л, 1959, с. 30):     Даже К. Тревер признаёт, что невозможно говорить о этнической группе и общности албанцев, и что упоминаемые Страбоном   ”26 языков”  (Страбон не упоминает термины племя, народ, царство) говорят на 26 языках и, что они не имеют общего языка, они  не единые племена, не единый народ, не общее царство. Тревер замечает, что ”установить их точные древние наименования и выяснить занимаемые ими территории не представляется возможным…, к тому же без учёта материалов лингвистического  и этнографического порядка и при отсутствии археологических  показателей”  (К. Тревер, с. 49, 59).     

Как замечаем нет однородного этноса, языка, территории, культуры. Эти племена, говорящие на разных языках и  находящиеся  на разных уровнях развития, могли объединяться лишь при наличии внешней опасности, в данном случае при вторжении римлян или при организации захватнических набегов,  о которых есть многочисленные факты. Следовательно, опираясь  на посреднические   свидетельства греческих и римских авторов и говорить, что в I веке до н.э. в  Левобережной Куре с объединением  племен, говорящих на ”26 разных языках”, образуется государство Албания, только предположение, которое  не подтверждается другими фактами, так как до IV в., в греко-римских письменных источниках есть лишь скудные сведения о кавказских племенах.

Как замечаем, согласно греко-римским  и армянским письменным источникам, вышеупомянутые  племена в основном  кавказские, и проживают  на южных ответвлениях Кавказских гор и прибрежье Каспия.

О происхождении названий  Агванк и Албания есть различные объяснения. Выше упомянулось, что  Хоренаци название Агванк связывает  с характером отпрыска прародителя армян Айка Сисака  (агу-сладкий), от которого следует  и название края Агванк (Աղվանք). На первый взгляд упоминавшиеся в армянских источниках Агванк и в греко-римских источниках  Албания  не похожи, но если быть более внимательным, то можно  заметить схожесть.  Известно, что чужестранцы не могли правильно озвучить местные названия, поэтому часто прибегали к изменению звуков, согласно звуковым канонам своего языка.  Можно сказать, что это как раз типичный случай этого  канона и армянский Агванк (Աղվանք) у греко-римлян звучал как Албания (произошла трансформация г-в  в  л-б ).

Таким образом, можно сказать, что  Агванк (Албания) не этноним, а название Восточной части Армении (Левобережная Кура, Правобережная Кура, Гардман, Утик, Арцах, Пайтакаран). Агванк являлся периферийным армянским царством с армянским населением, которое культурными, духовными, экономическими и другими аспектами было тесно связано с Арменией.   

 

 

  1.   На основе сведений, содержащихся в работах  греческих и римских историков были составлены древнейшие карты мира,  где Гардман-Утик, Арцах  всегда отмечался в пределах границ Армении, а река Кура была естественной границей Армении.   Но и Страбон, и  ”Ашхарацуйц”  свидетельствуют и об армянских уездах на  левом  берегу реки Кура. Страбон  упоминает  об  армянских уездах  Хорзене (Кхарджк) и Камбюсене (Комисене, Камбечан) (Страбон, География, XI, гл. III, 2, 14/4/).  Уезд с названием страна Анахтакан  (Anahtakan) упоминается у историка И. Флавии (I век). Эти сведения дошли до нас через Диона Кассия (Римская история, кн. XXXVI, 5).  Об уездах Ахберд (Աղբերդ, также Кахадашт, Каладзор, впоследствии Агдаш),  Дашт-и-Базкан (Эджери,  впоследствии Уджари, находится в Ширванской степи),  Капахак  (также  Востан-и-марзпан,  ныне Кабала) и  о других  армянских уездах есть сведения в ”Ашхарацуйце”.  Как можно заметить, древние  письменные  источники позволяют  сказать, что левобережье Куры до подножья Кавказских гор было заселено армянами и являлось  составной  частью  края Армянский Агванк.

 

Анжела  Терян,  историк

Боле подробно смотри А. Терян, «История восточной части

Армении. Агванк, Гардман, Утик», Ереван, 2015  (на армянском языке)

 

Advertisements

Մեկնաբանությունները փակված են։

%d bloggers like this: